культурологическая экспертиза
Культурологическая экспертиза – исследование, включающее в себя несколько видов изысканий: историко-культурное, искусствоведческое, а также культурологическое. Процедура позволяет установить авторство и ценность объекта искусства, быта, антиквариата или предмета культурного наследия, размер ущерба при порче, актах вандализма, нарушениях этики в различных печатных изданиях, видео или фото материалах. Также, культурологическая экспертиза осуществляется при вывозе различных культурных или исторических объектов за пределы страны, при аукционных торгах. Надо понимать, что определить границы термина «культурология» достаточно сложно. Все культурные ценности созданные на протяжении веков и сегодняшние творения абсолютно по разному интерпретируются относительно своей ценности в настоящем времени и культуре.
Культурологическая экспертиза имеет основную цель – это изыскания по выявлению ценности предоставленного на исследование объекта, выяснение ценности и всех характеристик и параметров. Культуролог представляется как универсальный специалист, способный к анализу любой сферы деятельности. Предметом культурологической экспертизы являются культурные ценности, понимаемые в соответствии с Федеральным законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей» как «движимые предметы материального мира, созданные и находящиеся на территории России». Специфика культурологической экспертизы культурных ценностей заключается в оценке их культурного значения, «символики и смысла».
Культурологической или историко-культурной иногда называют экспертизу культурных ценностей, проводимую в связи с необходимостью определения стоимости предмета, охранного статуса. В этой сфере давно существует практика искусствоведческих, историко-искусствоведческих экспертиз. «Культурологической» же иногда называют экспертизу предметов антиквариата, т.е. вещей, идентификация которых не вполне соответствует «высокой сфере» художественных ценностей. Это может быть, например, массовая художественная продукция определенного времени или бытовые предметы (скажем, самовары). Наиболее устойчиво культурологической называют экспертизу таких предметов, которые не укладываются в прокрустово ложе привычных, закрепленных академической традицией дисциплинарных границ искусства (архитектура, изобрази- тельное, декоративно-прикладное искусство). Так, культурологической называют экспертизу оружия для выяснения его художественной или исторической ценности, реже почтовых открыток, марок, старых книг . Приведенные выше примеры подразумевают существование некой сферы «культуры и искусства», в которой все то, что не соответствует критериям искусства, квалифицируется как культура, а, значит, подлежит культурологической экспертизе. Искусствоведы здесь более помощники и информационные носители, но не эксперты в цене, востребовании и ценности. Например, полотно художника редко и ценно, но малоинтересно и не востребовано покупателями и коллекционерами, и причем единственное в своем роде и неповторимое, однако не яркое. Примером для резкости восприятия может быть сопоставление уникального кольца Ивана Грозного созданное неизвестным мастером и один из личных дневников князя Орлова написанный собственной рукой.
Причем, по сути, нет грани у традиционного содержания понятий «искусствоведческая» или «историко-культурная». «Универсальный эксперт» – это научное знание, научная дисциплина, обладающая высоким академическим статусом и публичным авторитетом.
Эксперт-практик – это специалист, проводящий собственно экспертизы и сертифицированный по соответствующей научной специальности, обладающий определенным статусом в ее номенклатуре (от дипломированного культуролога до заведующего кафедрой культурологии или директора института культурологии). Экспертом-практиком может быть и целое учреждение и его малая часть. В качестве эксперта-интеллектуала может выступать и конкретный профессионал, и целое сообщество.